Ситуация вокруг Карабаха и дилеммы России
Юрий Веселов, военный обозреватель
Варчапету Армении не удалась провокация в попытках (2020 и 2023гг.) втягивания России в вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе. А вот обвинить Москву в предательстве Еревана и Степанакерта в полной мере удалось: почти все подданные Армении, независимо от их проживания, считают русские власти предателями. Так думают в самой Армении. К прискорбию, такого же мнения придерживается в России большинство армян с двойным гражданством.
Антирусские настроения усиливаются после фактической капитуляции Армии Обороны Нагорного Карабаха и массовом бегстве нагорных армян в Армению. По состоянию на 29 сентября непризнанную республику спешно покинуло более половины из примерно 120 тысяч жителей.
Армянское правительство уверенно дрейфует в сторону США и их союзников. Уже сделаны уверенные шаги по выходу страны из Организации Договора о коллективной безопасности, а из здания правительства звучат предупреждения о ликвидации российской военной базы. Вместе с тем премьер Никол Пашинян пока не заикается о судьбе российского миротворческого контингента, размещенного вдоль бывшей линии разведения сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, отдавая данную проблему на откуп Баку.
В настоящее время острие сохраняющихся армяно-азербайджанских противоречий заточено на решение проблемы Зангезурского (Сюникского по армянской версии) транспортного сообщения между западной частью Азербайджана и Нахичеванской автономной областью Азербайджана. В соответствии с трехсторонними договоренностями (Азербайджан, Армения и Россия) от 19 ноября 2020 года, Ереван был обязан разблокировать данное транспортное сообщение протяженностью около 40 км. Оно представляет собой железнодорожную ветку и параллельное автомобильное шоссе. Этого сделано не было.
При этом обе магистрали проходят в приграничной с Ираном полосе.
Армения всячески торпедирует данную часть соглашения, тогда как Азербайджан при негласном согласии и поддержке Турции угрожает силой решить проблему, отвоевать коридор и восстановить по нему движение. При этом азербайджанцам придется оккупировать большую часть армянского района Сюник и лишить Армении прямого сообщения с Ираном.
Вопрос разблокирования коридора обсуждался на недавней встрече в Нахичевани президентами Ильхамом Алиевым и Реджепом Эрдоганом. Что они решили, неизвестно. Но то, что стороны горят желанием срочного решения проблемы, правда.
Однако в данном вопросе есть свои подводные камни. Во-первых, железная дорога между собственно Азербайджаном и его анклавом Нахиванью полностью принадлежит ПАО «Российские железные дороги», и в случае силового решения вопроса неизвестно, как поведет себя Россия. Но это не главное.
Главное заключается в том, что если Москва отказывалась участвовать в войне в Нагорном Карабахе на его стороне по причине принадлежности этого региона к Азербайджану, то в данном случае политический расклад совершенно иной. Все дело в том, что Россию и Армению связывает Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи от 1997 года, который предусматривает оказание «друг другу необходимую помощь, включая военную», в случае «нарушения мира или противодействия актам агрессии со стороны любого государства или группы государств».
Об этом почему-то не упоминается в российских масс-медиа, но угроза вступления Москвы в войну на Кавказе в таком случае реально существует. И высказывания Никол Пашиняна о возможном требовании от России оплаты аренды за 18 лет использования территории военной базы в Гюмри следует рассматривать в качестве предупреждения о готовности разорвать соглашение о российском военном присутствии в Армении в случае нарушения Москвой Договора от 1997 года и отказа от совместной защиты Сюника.
В свою очередь, в Баку надеются на то, что Москва воздержится от военного выступления на стороне Еревана в случае азербайджанской агрессии теперь уже против Армении. Дело в том, что Россия выступила с инициативой - и активно приступила к ее реализации - по созданию транспортного сообщения «Север-Юг» между Санкт-Петербургом и индийским портом Мумбай. Часть железнодорожного маршрута (примерно 7 км) должна пройти от Баку до границы с Ираном, который, несмотря на договоренность с Ильхамом Алиевым, пока не строится. Азербайджанское руководство использует это в качестве рычага воздействия на Россию.
Российское руководство заинтересовано в восстановлении действовавшего транспортного коридора между Азербайджаном и Нахичеванью, однако Никол Пашинян, похоже пока не хочет прислушиваться к пожеланиям сторон, и желает вовлечь Россию в новый конфликт. С большой долей уверенности можно предполагать, что эта инициатива принадлежит Вашингтону, курирующему политику и практику Еревана.
Россия и Иран предлагают Азербайджану и Турции рассмотреть вариант строительства транспортного участка дорог по иранской территории. По-видимому, переговоры идут. Но сложность заключается в том, что Тегеран соглашается на проект при условии, что данный участок (вполне закономерно) должен находиться под юрисдикцией и контролем иранской стороны. Пойдут ли на это Баку и Анкара – большой вопрос.
Так или иначе, но Россия в данной обстановке оказывается «между молотом и наковальней». Для нее главным представляется удержание Азербайджана от использования силы. В случае азербайджанской агрессии против Армении русские встанут перед дилеммой вступления в войну на стороне Армении, или неминуемой ликвидации своего военного присутствия на Южном Кавказе.