Возвращение из небытия
Не обошла она и семью моих бабушки и дедушки - Зиновьевых Николая и Натальи, проживающих в селе Белка.
В сентябре 1941 года Николай ушел на фронт, оставив Наталью с сыновьями –девятилетним Толей и четырехлетним Сашей. А уже весной 1942 года Наталья получила письмо от мужа, в котором сообщалось, что он лежит в госпитале. Взволнованная женщина оставила детей под присмотром родственников, в спешке собралась и поехала к мужу. Неизвестно, сколько времени она отсутствовала, но когда вернулась домой, то сказала детям, что не нашла их папу. Возможно, путаница получилась из-за того, что деда переводили из одного госпиталя в другой. Но об этом мы узнали позже.
В августе 1947 года Наталья Спиридоновна Зиновьева получила извещение, где говорилось о том, что Зиновьев Николай Александрович пропал без вести в мае 1942 г. Наша бабушка Наташа умерла рано, в 1951 году. Поэтому услышать эту историю из первых уст уже было невозможно. Давно нет в живых и папы Анатолия, нет дяди Саши. Ну а другие родственники не помнят, из какого города дедушка присылал то письмо. Недавно мы сделали запрос в военный комиссариат Княгининского и Большемурашкинского районов, чтобы хоть что-то узнать о военном пути родственника. Там нам выдали подтверждение сведений, о которых мы уже знали. К сожалению, место гибели или могила, где покоится дорогой нам человек, так и не были обнаружены.
Неизвестность не давала покоя. Мы с дочкой решили поискать информацию в Интернете, забивая данные о дедушке. На сайте «Мемориал» совпадений не нашли. А вот сайт «Память народа» на запрос выдал два документа.
Первый документ - «Именной список», в котором значилось шесть фамилий солдат, в том числе и фамилия Зиновьева Н.А. В списке обозначено, что связь с солдатом прекратилась, но документальное подтверждение гибели отсутствует.
Во втором документе сообщалось, что рядовой Зиновьев Николай Александрович действительно находился в госпитале г. Арзамас на лечении после ранения. Ниточки были найдены. Мы сумели отыскать след дедушки сквозь года. Но на этом поиски не закончились.
Чтобы получить более подробную информацию о захоронении, пришлось отправиться в Арзамас, в архив военного комиссариата. Однако там документальных подтверждений пребывания деда в местном госпитале в далеком 42-м не отыскалось. Все встало на свои места после запроса в Центральный архив военно-медицинских документов г. Санкт-Петербург.
Так мы узнали, что Зиновьев Николай Александрович, стрелок, красноармеец получил сквозное пулевое проникающее ранение левого локтевого сустава с переломом плечевой кости, по поводу чего находился на излечении. Умер он 13 апреля 1942 года в госпитале г. Арзамас Нижегородской области, получив сопутствующее заболевание – двухстороннее крупозное воспаление легких с осложнением в форме гнойного плеврита. Похоронен дед на городском кладбище.
И снова мы держали путь в Арзамас. На Тихвинском кладбище стоит памятник солдату, а на нем - мемориальные доски. Фамилии Зиновьева Н.А. там не отыскалось, но уже через месяц, после нашего заявления в службу городского хозяйства Арзамаса, на памятной плите появилась свежая надпись. Слезы радости застилали глаза, когда мы нашли родное имя в списках. С возвращением из безызвестности, дедушка Коля! Сейчас нам есть куда приехать, положить цветы и сказать спасибо деду за то, что на свете есть мы - внуки, правнуки и праправнук.
Лидия МИТИНА
(Зиновьева), г. Перевоз
Оставить сообщение: