Интересы района - в Госдуме РФ
6 декабря 2018 года в Малом зале Государственной Думы РФ состоялись парламентские слушания на тему: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
РФ в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий». На них был приглашен и выступил глава местного самоуправления Княгининского района Нижегородской области Д.А. Тараканов.
Законопроект инициирован Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и вносит изменения в несколько федеральных законов, в том числе, в закон «О защите конкуренции» (№ 135-ФЗ), дополняя его статьей о запрете создания и осуществления деятельности унитарных предприятий. Есть исключения, например, для ГУПов, работающих на оборону или в сфере естественных монополий. Все остальные предприятия, существующие на конкурентных рынках, предполагается ликвидировать или реорганизовать до 1 января 2021 года.
С основным докладом выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он подробно рассказал о целях законопроекта. По мнению ФАС России, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. Однако в дальнейших выступлениях прозвучало и другое мнение: нельзя ликвидировать все МУПы и ГУПы разом.
В обсуждении доклада приняли участие заместитель Министра экономического развития Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Дмитрий Пристансков, аудитор Счетной палаты РФ Максим Рохмистров, председатели различных профильных Комитетов и депутаты Государственной Думы РФ от всех парламентских фракций, а также вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин, и.о. министра имущественных отношений Московской области Алексей Ярков, министр имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Евгения Григорьева и глава местного самоуправления Княгининского района Нижегородской области Дмитрий Тараканов. Кстати сказать, Дмитрий Александрович уже не раз выступал перед депутатами Госдумы.
В своем выступлении он рассказал:
- Княгининский муниципальный район является одним из небольших районов Нижегородской области. На территории района действуют всего два муниципальных унитарных предприятия – МУП «Княгининское ЖКХ» и МУП «Тепловик 1». Предприятия работают в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, управления жилым фондом, а также оказания услуг по пассажирским автобусным перевозкам по внутрирайонным маршрутам и услуг городской бани. Численность работающих на каждом из предприятий 82 и 56 человек соответственно.
Иных предприятий какой-либо формы собственности, работающих в данных сферах, в Княгининском районе не имеется.
МУП «Княгининское ЖКХ», помимо жилищно-коммунальных услуг, оказывает услуги по пассажирским перевозкам. По сути, этот вид услуг является убыточным. Наш ПАП обслуживает сельские маршруты внутри района, фактически неся социальную нагрузку. Автобусами пользуются в большинстве своем пожилые и малообеспеченные люди, которые не могут себе позволить ездить на такси (хотя частных легковых такси в районе зарегистрировано 5, автобусных такси не имеется). Стоимость билетов (тарифы) согласовывается учредителем и остается доступной для населения.
То же самое и с баней. Услугами бани пользуются, прежде всего, граждане, имеющие жилье с частичными удобствами, среди них немалую долю составляют малообеспеченные. Стоимость услуги также согласовывается учредителем. Несмотря на повышение цен на энергоносители, стараемся не поднимать в критичных для людей размерах цены на билеты в баню. Вновь – социальная нагрузка на МУП.
Конечно, без передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям на возмещение расходов по бане и ПАП не обойтись. Субсидии направляются только на конкурсной основе. Администрацией района утверждены Порядки предоставления каждой из субсидий, предусматривающие проведение конкурсных процедур в соответствии с Бюджетным кодексом и 887-м Постановлением Правительства РФ. Конкурсы объявляются открытые, публикуются сообщения, создаются комиссии, принимаются документы. Однако кроме МУП «ЖКХ» заявок ни от какого другого хозяйствующего субъекта не поступало ни разу.
Частные структуры не спешат «заходить» в сферу ЖКХ в таких небольших муниципалитетах, как Княгининский район. И уж тем более нести социальную нагрузку.
Вместе с тем, Федеральная антимонопольная служба обращает внимание на то, что участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечет их монополизацию. С этим трудно не согласиться. Но, изучив альтернативные пути повышения эффективности ЖКХ и привлечения инвестиций в эту сферу, можем сделать следующие выводы.
Хотя по формальным признакам акционирование МУПов соответствует законодательству и направлено на формирование рыночных отношений в секторе ЖКХ, в то же время акционированием не решается главная проблема - привлечение стратегических частных инвестиций и не формируются правила работы на рынке жилищно-коммунальных услуг, сдерживающие рост тарифов и повышающие качество соответствующих услуг, не снижает тарифы для населения.
В текущих условиях, если не осуществить структурную перестройку работы МУП и не подготовить рыночную платформу для работы частных компаний, акционирование не приведет к улучшению ситуации с оказанием жилищно-коммунальных услуг в районе (если не наоборот, подстегнет неконтролируемый рост тарифов при низком качестве оказываемых услуг).
Перед акционированием необходимо в первую очередь определить имущество, подлежащее включению в приватизационный пул, и имущество, подлежащее сдаче в концессию. Однако основная масса имущества, принадлежащего в настоящее время МУПам на праве хозяйственного ведения, имеет степень износа свыше 70 процентов. Следовательно, данное имущество является неликвидным и не представляет интереса для частных структур. Кроме того, по предварительным подсчетам, процесс реорганизации МУПов обойдется районному бюджету в 15 миллионов рублей. А это очень серьезная нагрузка на бюджет.
Поэтому, внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий, по нашему мнению, должно предусматривать дифференцированный подход. А в представленном законопроекте есть риски, и он должен быть доработан, - сказал Д.А. Тараканов.
Участники слушаний высказали предложение о том, что в рамках реформы в сфере ГУПов и МУПов нужно дать возможность регионам по согласованию с ФАС сформировать перечень стратегических унитарных предприятий регионального значения, которые должны быть сохранены.
По итогам парламентских слушаний ФАС России обещал доработать законопроект с учетом высказанных в ходе них замечаний и разработать «дорожную карту» по реализации закона.
Лидия ЧУРИКОВА
Фото с официального сайта
Государственной Думы
Федерального Собрания РФ.
http://duma.gov.ru/
Оставить сообщение: