Морские мили парня из Скучихи
В далеком 1896 году по приказу императора была заложена величественная яхта «Штандарт», статная и невероятно красивая. Корабль стал любимым судном Александра III, который много времени провел на борту. Но повозить царскую семью «Штандарту» пришлось недолго – позже он был переделан под минный заградитель, переименован в «Марти» и отправлен в самую гущу военных событий, сыграв значительную роль в боевых действиях на Балтике. Именно на этом историческом крейсере довелось служить нашему земляку П.А. Николаеву из деревни Скучиха. Морфлоту он отдал целых 7 лет своей жизни и буквально сроднился с волнами, опьяняюще свежим воздухом и огромным кораблем.
Родился Павел Алексеевич в рабочей семье – мама работала на колхозных полях, отец был кузнецом, а детей мал мала меньше. Средний из сыновей, Павел, рано приобщился к труду и после окончания семилетки вовсю трудился в колхозе, перевозя на лошадях сено, зерно, картошку и даже лесозаготовки. Дни пролетали в привычном распорядке, размеренно, в делах, как вдруг все с ног на голову перевернула война. Ушел на фронт старший брат, в семье прибавилось переживаний, забот и хлопот. Три долгих, голодных и страшных года работал наш герой на нужды фронта и своей семьи, ну а осенью1944-го пришла на его имя повестка – наступило время отдать долг Родине.
- По личному делу, характеристикам и состоянию здоровья на сборном пункте меня определили во флот, и мы вместе с другими призывниками отправились в Ленинград. Добирались долго, полмесяца точно, а потом около 6 месяцев провели в Кронштадте, обучаясь морскому делу, изучая приборы, - поделился воспоминаниями Павел Алексеевич.
Слово «война» до сих пор вызывает у ветерана слезы, сдерживать которые нет сил. Хотя он и не стал участником активных боевых действий, отголоски тех страшных событий оставили свой неизгладимый след.
Корабль, на борт которого весной 1945 года впервые взошел юный матрос, был изрядно потрепан и требовал капитального ремонта. Незадолго до окончания войны в «Марти» попали вражеские снаряды, угодив в трюм, где хранились боеприпасы. От мощнейшего взрыва погибло 14 человек из команды, а в корпусе судна образовалось более 300 пробоин – это был последний бой величавого крейсера, удостоенного за боевые заслуги гвардейского звания.
- Мы долго стояли в доке, пока шел ремонт, знакомились с судном, изучали свои обязанности. Благодаря острому зрению, меня назначили дальномерщиком, в обязанности которого входило постоянно наблюдать за линией горизонта, определять расстояние до цели. После того как «Марти» привели в порядок и подлатали все дыры, на борт прислали курсантов военных училищ, и мы отправились на учебные выходы в море, - рассказал о событиях давно минувших дней наш герой.
Несмотря на то, что война уже закончилась, воды Балтийского моря представляли из себя большую опасность, ведь любой проход или залив мог быть заминирован. Иногда приходилось прибегать к помощи подводных лодок и тральщиков, которые предназначались для обнаружения и уничтожения морских мин. Но даже такое сопровождение не давало абсолютной безопасности. Как рассказал Павел Алексеевич, однажды судьба уберегла их команду от большой беды.
- Я стоял на вахте в 4 утра, наблюдая за происходящим в дальномер, и стал невольным свидетелем страшных событий. Крейсер «Киров», находящийся неподалеку от нас, прямо на моих глазах подорвался на магнитной мине, получив пробоину в 18 метров. А ведь на его месте могли находиться и мы, – со слезами на глазах рассказал ветеран.
Судьба спасала молодого матроса не раз, щекоча нервы и заставляя ценить свою жизнь и каждое прожитое мгновение. Еще один страшный случай произошел на стрельбах, организованных для молодых офицеров, проходящих стажировку на корабле. Как обычно, дальномерщик Павел обязан был тщательно следить за выстрелами и отчитываться о результатах, стоя на капитанском мостике, откуда открывался большой обзор. В разгар стрельб застопорило пулемет, а курсанты, не заметив этого, продолжали стрелять. Вместо того, чтобы поражать мишень, пули полетели в сторону капитанского мостика, едва не задев ничего не подозревающего дальномерщика! Как оказались в ленте боевые патроны вместо холостых – загадка. Но Павел Алексеевич остался цел и невредим, а это главное.
Армейская служба была полна сюрпризов и опасностей, но трудности, как известно, только закаляют характер - постоянная боеготовность, страх подорваться на мине и строгий распорядок дня сделали юношу стойким, выносливым, смелым. За 7 армейских лет их легендарный корабль, переоборудованный в плавказарму военно-морских училищ, «облазил» всю Балтику, множество раз побывал в Хельсинки, Таллине, Риге, а еще регулярно участвовал в праздничных парадах.
- На День Военно-Морского Флота, Октябрьской революции, а также 1 Мая мы торжественно проходили по Неве и водным каналам, включали иллюминацию, запускали салюты. А еще давали концерты по радио, ведь у нас имелся неплохой музыкальный оркестр. Я тоже участвовал, выучился играть на мандолине, - с улыбкой вспомнил мужчина.
Армейская служба оставила неизгладимый след в его памяти, ведь тогда он был молод, впечатлителен, любопытен. Однако день изо дня наблюдая в дальномер за водной гладью, Павел Алексеевич непреодолимо скучал по родной земле. Выбраться в отпуск за несколько лет удалось всего два раза, а ведь там ждала семья! И вот, отслужив в 1951 году, он отправился в долгий путь до любимой Скучихи. На родине он быстро нашел себе призвание, самостоятельно разобрался в профессии электрика и так хорошо ее освоил, что бывалых мастеров затыкал за пояс. Затем наш герой женился и перебрался с супругой в Горький, где 10 лет отдал самоотверженному труду на Авиационном заводе.
- Мы с братом родились в Сормове, родители жили с бабушкой и дедушкой, в тесноте, да не в обиде. Чуть позже папа, чтобы получить собственное жилье, перевелся в Кстово на Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод и 28 лет проработал там до самой пенсии. Сначала каждый день ездил на мопеде из Горького, ну а потом мы всей семьей перебрались сначала в общежитие, потом в квартиру. На заводе его очень ценили, любили, спрашивали совета – опытный был мастер, - рассказала Вера Павловна, дочь ветерана.
Мастеровая жилка и тяга к технике осталась у Павла Алексеевича до сих пор, он отлично разбирается в машинах и электрике, делает ценные замечания, передает свои знания родным и близким. Сейчас по состоянию здоровья помочь делом он им, к сожалению, не может, но полезный совет для каждого найдется! За плечами у нашего героя долгая насыщенная событиями и испытаниями жизнь – военное детство, опасная служба на Флоте, многолетняя трудовая деятельность, почетная старость. Ему есть чем гордиться и что рассказать внукам, ведь в общей Победе, несомненно, есть и его заслуга!
Виктория МИШАНИНА
Оставить сообщение: