Подарок небес
Он стоял под окном и
широко улыбался.
- Как ты?
- Нормально.
- Рука болит?
- Немного. Зачем так рано приходишь?
- Хочу тебя поскорее увидеть.
- Но вся больница еще спит.
- Но ты же встала, а мне больше никто не нужен.
Их разделяло стекло больничного окна. И это было, пожалуй, единственное незначительное препятствие к их единению. Те сомнения, что иногда приходили к Гюльгюне по поводу того, что Абдулхак немного старше ее, давно испарились, и та надежность и мужественность, что исходили от этого парня, дарили ей чувство уверенности и защищенности. Мужской стены у Гюльгюни не было с детства. Хотя теплые воспоминания об отце она хранила и хранит в душе до сих пор. Был он два метра ростом, крепкий, сильный мужчина. Овдовел рано, остался с тремя дочерьми на руках. Позвал замуж скромную девушку из родной Урги. Та согласилась, а вскоре в семье родилась четвертая девочка Гюльгюня. Недолго пожил Фатех – оставил своих любимых женщин одних. Дочки разъехались, остались в Москве. Выучилась в столице и осталась работать и младшая Гюльгюня. Конечно, сердечко за маму болело: как она там одна в деревне. Поэтому отпуска ждала с нетерпением: ехала в родную Ургу при первой возможности.
А тут Абдулхак. Конечно, знали они друг друга и раньше – в деревне чужаков не бывает. Только и думать не думал парень, что превратится вчерашняя пигалица в настоящую красавицу и завладеет всем его сердцем. До 27 лет жил себе Абдулхак спокойно. Вместе со своими сверстниками уезжал в Москву. Только шумная городская жизнь пришлась ему вовсе не по душе. Душными столичными ночами видел во сне деревенское раздолье, поля с тракторами, фыркающих в реке лошадей. И чем дальше шло время, тем сильнее становилось притяжение малой родины. И Абдулхак оставил столицу. Будто тяжелый груз сразу с плеч сбросил. Понял, что весенний запах, который идет от вспаханной земли ни в какой столице ни за какие деньги не купить. Жил, дышал легко, свободно. А увидел Гюльгюню – потерял всякий покой. Накрыло парня с головой, сам себя не узнавал. «Двадцать семь лет, а как мальчишка», - мелькала мысль и тут же тонула в бурлящем водопаде одного огромного чувства.
Когда девушка обожгла руку, и ее положили в Княгининскую больницу, Абдулхак с нетерпение ждал рассветного часа, шел на трассу и на попутке ехал в Княгинино. Рано утром уже стоял под больничным окном. Гюльгюня тоже ждала этих визитов. Девушка прочитала всего Карамзина: Абдулхак регулярно снабжал ее книгами. Впрочем, книги сопровождают ее всю жизнь. Однажды выбрав профессию библиотекаря, Гюльгюня остается верной ей по сей день. Абдулхак тоже любил читать. Парень вырос в потомственной семье педагогов. Мама всю жизнь преподавала детям русский язык и литературу. Папа тоже учительствовал, потом был председателем колхоза. И Андрея Ивановича Исхакова (так называли его на русский лад в районе) знали очень многие. Мудрые родители видели, что происходит с сыном, понимали его и поддерживали.
Отпуск у Гюльгюни закончился и девушка… никуда не поехала. Она осталась со своим любимым в Урге.
В мае 1989-го деревня справляла дружную свадьбу. Гостей было столько, что свадьбу пришлось играть в школе. Исхаковы- старшие молодоженов из родительского дома никуда не отпустили. Обе семьи стали жить под одной крышей. Естественно, объединилось и хозяйство: к имеющейся корове прибавилась еще одна, которую колхоз в качестве подарка вручил молодым супругам.
Но главный подарок, который судьба приготовила большой семье, был впереди. И подарок этот – дети.
«Сколько мне свыше дали детей, столько я и родила», - говорит Гюльгюня Фатеховна. Искры салюта над домом Исхаковых рассыпались в честь первенца Камиля. Потом появилась Гузель. Настоящим пятикилограммовым богатырем родился Надир. На десерт, через 12 лет, осчастливила родных своим появлением маленькая звездочка Лиана.
Как жили все эти годы? Были ли счастливы?
- А мы и сейчас счастливы, ведь женились-то по любви, - не скрывают супруги Исхаковы.
Узоры на жизненной картине семьи обозначены всеми цветами радуги. Есть на ней и темные оттенки. В 1993 году умер отец Абдулхака, который за год до этого начал заниматься фермерством. Отцовское дело Абдулхак не бросил. Тягу к земле он чувствовал всегда, в технику был влюблен с детства. Поэтому свое решение жене объяснил просто: «Это мое».
Гюльгюня мужа понимает с полуслова и поддерживает его во всем. Впрочем, это взаимно. Фермерское дело стало делом семейным. И первыми помощниками отцу, конечно, стали сыновья. Ходить, говорить и вертеть гайки они начали одновременно. Подросли – стали ездить с отцом в поле. Поэтому видеть, как колосится и волнуется безбрежное зерновое поле – бальзам для души не только Абдулхаку, но и Исхаковым-младшим. Выращенное зерно частично идет на продажу, частично – на свое подворье. Сейчас вспоминает Гюльгюня Фатеховна лихие 90-е и пожимает плечами: в семье кризиса не чувствовали, все были сыты, правда, трудились много. В ту пору, когда ребятишки еще были небольшими, стояли на дворе три коровы. Это значит, что у их хозяйки подъем круглый год – ни свет, ни заря, плюс трехразовая дойка, плюс накормить животных вовремя да почистить хлев. Опять же все молоко определить нужно, а в летний период это ни много ни мало – более 40 литров каждый день. И это еще не все. Одно время держали Исхаковы стадо бычков. Труда физического требовалось много, потому познали ребятишки труд с самого детства. Но тут уж родители палку не перегибали. Принцип «сделал дело – гуляй смело» действовал неукоснительно. Да и без поощрений дети не оставались. Но самое главное – взрослые никогда не ставили во главу угла блага материальные. Вспоминают, как решили однажды завести жеребеночка, чтоб в дальнейшем вырастить и пустить на мясо. Испокон веков «казе» была национальным блюдом татар. Привели во двор Ласточку, и она с первого дня стала любимицей детворы. Понятное дело, что о приготовлении домашней колбасы речь больше не заходила.
В детях Гюльгюня Фатеховна и Абдулхак Анвярович видели многие свои черты характера, схожесть детей друг с другом и их индивидуальную неповторимость. Гузель вообще была и остается папиной дочкой. Все секреты до сих пор в первую очередь – папе. Даже сейчас, когда дочь стала взрослой, живет и работает в Москве, домой звонит каждый день и секретничает с папой. Младшая, девятилетняя Лиана, просто обожаемая и родителями, и сестрой, и братьями, является всеобщей любимицей и воплощением мечты для мамы. Трое старших уже выросли из детской непосредственности и наивности. А Лиана, этот нежный аленький цветочек, всегда рядом и с папой, и с мамой, всегда ласкова и доброжелательна.
Когда росли первые дети, родители были молоды, жили в другом темпе. С годами приходила осознанность, происходила переоценка ценностей, и появление четвертого ребенка Исхаковы оценивают как подарок небес. Хотя появление каждого ребенка родители считали за настоящее чудо, в каждого вкладывали и сердце, и душу. И делают это по сей день. Сумели воспитать не только ответную любовь, но и любовь к родному дому, к своей малой родине.
Старший сын Камиль свою жизнь не представляет без своего родного села. Потому и решили на семейном совете строить сыну дом в Урге. И фундамент уже заложили.
Другой сын, Надир, на вопрос, где на свете лучше всех, без раздумий отвечает: «В Урге». Свою родную деревню ему есть с чем сравнить. В свои двадцать лет парень уже вдоволь поездил по белу свету. Но в каких бы райских странах он ни был, ему хочется вновь и вновь возвращаться в родительский дом. И ничто не влияет на это желание, даже наличие высоких титулов. С титулами у Надира действительно все в порядке. Серебряный призер Чемпионата мира по тайскому боксу, мастер спорта международного класса готов покорять новые вершины. И фундамент для этого у него есть. Его тоже закладывали родители. Когда-то они отдали школьника-сына в спортивную секцию. Отдали не за спортивными успехами, а с целью загрузить свободное время подростка каким-нибудь занятием. А так как сам Абдулхак в молодые годы занимался спортом, то знал, что для парня это лучший воспитатель. Тем более, что тайский бокс был как-то сродни национальной борьбе. Но секция работала в Княгинине, а до него более 20 км пути. «Будем возить», - решили родители, и у Абдулхака Анвяровича появился добровольно надетый себе на шею хомут – 3 раза в неделю точно по часам возить сына на спортивные занятия. Камни с неба лети, а Исхаковы ехали на тренировку.
В первые годы никаких чемпионских отметин в парне не угадывалось. Но на них в принципе родители ставку и не делали. Главное – сын «заболел» спортом, стал дисциплинированным, крепким.
Увлечение его затягивало, и родители с охотой подставляли плечо. Мнение тренера стало законом не только для парня, Абдулхак Анвярович очень быстро нашел с А.А. Банниковым общий язык. Когда ружье выстрелило и результаты юного спортсмена пошли в гору, Алексей Александрович стал и вовсе непререкаемым авторитетом. Сейчас Надир называет своего тренера не иначе, как второй батя. Первый же батя поддерживает и помогает сыну на все сто процентов. Особенно на соревнованиях.
А вот мама присутствует не на всех поединках. Она остается дома и молится. Материнская молитва помогает устоять сыну в самых тяжелых боях. За сотни километров, а чаще всего – за тысячи верст, материнское сердце чувствует, что происходит с сыном. И вопли Лианы, которая в соседней комнате по Интернету наблюдает бой в реальном времени, лишь подтверждают, какой прочной нитью связаны мать и сын, и насколько верно материнское сердце выдает информацию. Ученые, наверное, могут объяснить этот факт со своей точки зрения, а Гюльгюня Фатеховна знает, что это любовь. Материнская любовь, которая пробивает гранит и не ведает расстояний. А после напряженнейших поединков и тяжелейших боев эта любовь врачует. Когда удары соперников для парня не проходят бесследно и тело болит, Исхаковы топят баню и после пара Гюльгюня Фатеховна делает сыну массаж. Она делает это профессионально. Но в отличие от профессионалов, мамины руки боль снимают быстрее и возвращают силы. Прикосновение маминых рук Надир узнает из тысячи, а пение петуха, что горланит с раннего утра под окном, не готов пока променять ни на какую другую музыку.
Придет время - птенцы все равно улетят из родительского гнезда. Но это не важно. Важно, что они будут сюда возвращаться вновь и вновь.
Светлана ДАНИЛОВА
Фото автора
Оставить сообщение: