Рекламный баннер 990x90px bantop

Перспективы строительства «Срединного транспортного коридора» из Центральной Азии в Европу

18:32 25.04.2024 16+

Владимир Блинков, экономический обозреватель

В последнее время все большее внимание как региональных игроков, так  США, Британии и ЕС привлекает Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или как его еще называют Срединный коридор (Middle Corridor). ТМТМ реализуется с 2013 г. и первоначально предназначался для обеспечения поставок продукции из Китая через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию в Турцию и далее в Европу.  Но, в последние годы «Срединный коридор» становится все более интересен как региональным,  так и внерегиональным игрокам по иным причинам.

Во-первых, Казахстану, Азербайджану и Грузии есть, что предложить друг другу, Турции и Европе. Так, благодаря «Срединному коридору» вырос экспорт казахстанского зерна в Азербайджан и Турцию, азербайджанских фруктов и овощей - в Казахстан. Турции он позволяет наращивать торговый оборот с Баку и Нур-Султаном и усиливать свое влияния в Центральной Азии (ЦА). Пока объемы грузоперевозок не столь велики, чтобы нанести урон транзитному потенциалу России. Так, казахстанские энергоносители в основном, по-прежнему, идут через Россию по КТК, а по маршруту Баку - Тбилиси - Джейхан проходят значительно меньшие объёмы.

Во-вторых, после начала украинского конфликта маршруты в обход России в Европу приобрели значительно большую политическую значимость и региональные игроки активизировали работы по увеличению пропускной способности Срединного коридора. Так, реализуется проект энергетического коридора Азербайджан - Турция – Европа из так называемого «Джабраильского энергетического узла». Его строительство связано с планами Азербайджана по созданию зоны зеленой энергии на освобожденных территориях, где планируется построить гидроэлектростанции «Худаферин» и «Газ галасы», солнечные электростанции в Джебраильском районе, ветровые - в Лачинском и Кяльбаджарском районах и распределительные энергосети. Получаемую энергию намечено экспортировать в Европу по упомянутому маршруту.

Для развития контейнерных и иных грузоперевозок  строятся новые порты на берегу Каспия. Так, в мае 2023 г. в Азербайджане в поселке Алят, в 65 км к югу от Баку на пересечении международных транспортных коридоров «Север - Юг» и ТМТМ, а также важных автомобильных и железных дорог была введена в эксплуатацию 1-я очередь нового морского торгового порта производительностью до 15 млн/год, в том числе 50 тыс. контейнеров. По заявлению министерства экономики Азербайджана грузы, поступающие в порт с различных направлений, будут транспортироваться в Европу по железной дороге Баку - Тбилиси - Карс или же судами в восточном направлении. Пропускную способность железной дороги в направлении Грузии также планируется увеличить до 10 млн тонн в год. Ранее для этих целей использовался бакинский морской порт, который после модернизации в 2017 г. увеличил объемы грузооборота до 4,4 млн тонн, но в сравнении с мощностями нового порта в Аляте эта цифра уже не так впечатляет. Вторая фаза строительства должна увеличить мощность портового комплекса в Аляте до 17 млн тонн и 150 тыс. контейнеров, а по завершении третьей - до 25 млн тонн и 500 тыс. контейнеров.

В перспективе руководство Азербайджана хотело бы подключить к «Срединному коридору» и Зангезурский участок. По заявлению зам. министра цифрового развития и транспорта республики Рахмана Гумментова «зангезурский коридор способен значительно увеличить пропускную способность Срединного коридора». Сейчас на территории Карабахского и Восточно-Зангезурского экономических районов ведутся работы по реконструкции автомобильных и железных дорог. Но завершение работ требует строительства 40-км участка по армянской или иранской территории. Пока таких договоренностей нет.

Стремится найти свое место в развивающейся транспортно-логистической структуре и Грузия, через которую проходит ключевой железнодорожный участок ТМТМ «Баку-Тбилиси-Карс». В 2024 г. Грузия планирует подписать новый документ о Срединном коридоре с Азербайджаном. Как заявил министр экономики и устойчивого развития Грузии Леван Давиташвили «этот маршрут наиболее перспективный и надежный между европейскими и азиатскими странами».  Новое соглашение должно определить конкретные роли стран в его развитии. Кроме того, Грузия пытается скоординировать свои планы в отношении ТМТМ с другими странами региона. Так, развитие Срединного коридора стало одним из основных тем обсуждения в ходе поездки в страны ЦА спикера грузинского парламента Шалвы Папуашвили в начале апреля 2024 г.

Все больший интерес к развитию коридора проявляет и Казахстан. Если ранее он использовался им в основном для контейнерных перевозок из Китая и транспортировки нефти, то сейчас планируется развивать транспортные мощности для увеличения перевозок и другого минерального сырья. Власти Казахстана и Китая недавно подписали соглашение по увеличению контейнерных перевозок.  По маршруту будут ходить 200 дополнительных транспортных составов, которые вмещают свыше 20 тыс. контейнеров двадцатифутового эквивалента. Планируется увеличить поставки нефти через Азербайджан и Грузию в Турцию. Национальная нефтекомпания страны «Казмунайгаз» и госнефтекомпания Азербайджана SOCAR подписали соглашение об увеличении транзита нефти с 1,5 млн до 2,2 млн тонн в год по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, а в перспективе до 3 млн тонн. Кроме того, Баку на фоне падения собственной добычи нефти хотел бы закупать казахстанское сырье для загрузки своих НПЗ.

Чтобы увеличить привлекательность маршрута ведутся переговоры о снижении тарифов на транспортировку сырья морем из Актау до Баку. В перспективе планируется организовать прокачку казахстанской нефти еще и по маршруту Баку-Супса для отгрузки через грузинский порт Поти.

Значительное внимание Казахстан уделяет развитию портового хозяйства. Сейчас основным является порт Актау с пропускной способностью 19 млн тонн в год. Для  обеспечения будущих потребностей планируются работы по увеличению его мощностей и строится новый порт Курык, расположенный примерно в 60 км к югу от Актау. Он предназначен в основном для переработки нефти с казахстанского месторождения Кашаган и сможет обрабатывать порядка 7 млн тонн грузов ежегодно.

В случае реализации этих планов ТМТМ может стать серьезным конкурентом российского АО «РЖД»  при доставке в Европу центрально-азиатских ресурсов, но вряд ли китайских товаров - путь через Россию на 30% дешевле и почти вдвое быстрее.

Срединный коридор может быть даже выгоден России как альтернатива для движения товаров в период действия западных санкций. Но, опасность возникает со стороны США, которые стремятся обеспечить «надзор» за транспортными маршрутами из Китая в Европу, что позволит им контролировать сотрудничество Китая с ЕС, направляя его в выгодное русло.

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ